10 самых известных полотен Якоба Йорданса

10 самых известных полотен Якоба Йорданса

18 октября 1678 года умер фламандский художник Якоб Йорданс. Многие из его работ считались до определенного момента принадлежащими кисти самого Рубенса; именитые исследователи творчества живописцев считали даже, что в некотором отношении ученик превзошел своего учителя, — именно в мастерской Рубенса оттачивал свои навыки юный Якоб. Талантливый художник по праву считается одним самых из выдающихся представителей фламандского барокко. Оригинальна его история: дело в том, что талант мальчика, с детства проявлявшего незаурядные способности к рисованию, его отец – состоятельный и практичный мануфактурщик – решил использовать по-своему. Он отдал сына в ученики к Адаму ван Норту, рассчитывая, что тот будет заниматься изготовлением картонов для шпалер. Шпалеры пользовались в то время большой популярностью среди зажиточных бюргеров, и мастер, посвятивший себя шпалерному производству, мог не беспокоиться о хлебе насущном. Однако сам Якоб видел свой жизненный путь несколько по-иному, и хотя во время учебы он создал некоторое количество образцов для шпалерных мануфактур, но останавливаться на этом не собирался.

Автопортрет

Автопортрет

Примерно в это время он познакомился с Рубенсом, чрезвычайно впечатлившимся талантом юноши. Он не просто переманил Якоба к себе, но относился к нему как к младшему товарищу, а отнюдь не как к неопытному подмастерью. Благодаря покровительству Рубенса Йорданс сумел очень быстро проделать путь от безвестного «вольного художника» до одного из самых высокооплачиваемых фламандских мастеров. В 35 лет он уже получил первый заказ на алтарный образ «Мученичество святой Аполлонии» для антверпенской церкви святого Августина, — о таком Якоб и мечтать не мог, — а после смерти своего наставника он организовал собственную мастерскую, и именно ему передал английский король Карл I заказ на создание картин для замка в Гринвиче, ранее адресованный Рубенсу...

Автопортрет

Автопортрет

В картинах Йорданса больше мощи и энергии, чем красоты форм и грации. Композиция их свободная и насыщенная, исполнение тоже свободное и быстрое. Иногда художник в течение дня заканчивал портрет или писал целую фигуру в рост. Вследствие этого число его полотен чрезвычайно велико, — до 700 картин Якоба хранятся практически во всех известных музеях и галереях мира. Самые известные из них мы представляем сегодня вашему вниманию. Посмотрим?

«Семейный портрет»

«Семейный портрет»

Рисуя свой знаменитый «Семейный портрет», — одну из первых своих работ (1615 год, возможные более ранние картины Якоба не датированы, полотно хранится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге), — художник отнюдь не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Перед нами пышущее здоровьем семейство, появлению которого явно поспособствовал Рубенс, точнее, впечатление от его шедевров. Однако, в отличие от своего учителя, умеренностью Йорданс не обладает: полотно пышет праздничной зрелищностью и чересчур прозаической обстоятельностью. Впрочем, со временем живописец избавился от этого недостатка.

«Поклонение волхвов»

«Поклонение волхвов»

«Поклонение волхвов» (1618 г.) хранится в Национальном музее, в Стокгольме. Богоматерь в представлении Йорданса — здоровая, красивая молодая женщина; уверенным, привычным жестом она поддерживает завернутого в одеяло ребенка. Черная шаль оттеняет молочную белизну ее кожи и яркость румянца. Ребенок спит, и пришедшие, по евангельской легенде, поклониться ему пастухи благоговейно молчат, но краски так ярки, а формы так подчеркнуто объемны, что зритель, стоя перед картиной, меньше всего думает о тишине и покое — она поражает мощным прославлением физической силы и здоровья. В этом для Йорданса залог красоты человека, и он не пытается уловить отвлеченный, духовный смысл евангельского рассказа, ограничиваясь изображением чисто земного события. Моделями живописцу служили любимая жена и маленькая дочурка.

«Подношение Церере, богине урожая»

«Подношение Церере, богине урожая»

«Подношение Церере, богине урожая» (1618—1620 г.г.) хранится в музее Прадо, в Мадриде. Чрезвычайно колоритная живопись, застывшие в размашистом порыве движения фигуры, буйство красок и спокойный, томный взгляд самой богини плодородия отличают картину, которую мастер создавал целых два года. Нельзя сказать, что он все время «стоял у станка», просто ему чудилась некая незавершенность, которую Якоб периодически пытался исправить.

«Сатир в гостях у крестьянина»

«Сатир в гостях у крестьянина»

«Сатир в гостях у крестьянина» (1620 г.) написан по сюжету басни Эзопа. Полотно отличают широкий плотный мазок и крупные красочные пятна синих, красных, желтых, золотисто-коричневых тонов, насыщенных оттенками. Козлоногий сатир, посещавший крестьянскую трапезу, удивлен двуличием людей — поведением крестьянина, который дует на кашу, чтобы ее охладить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть. И сатир и крестьянин, — дети одной природы, — тесно сгрудились вокруг стола, и они, и бытовые предметы переданы с пластической осязательностью. Картина находится в Музее изобразительных искусств, в Москве.

«Портрет Катарины Бехагель»

«Портрет Катарины Бехагель»

Портретов на счету Якоба не так уж и много, — он предпочитал сложные композиции на мифическую или религиозную тему. Однако не написать «Портрет Катарины Бехагель» (1635 г., Рейксмузеум, Амстердам) он просто не смог, — перед нами знатная дама Антверпена, родного города Йорданса. Художник терпеть не мог путешествия, практически всю свою жизнь он провел, сидя дома, с особой любовью обустраивая его, работая и заботясь о собственной семье. Как же при таких условиях спорить с главой города, отказываясь нарисовать его жену? Картина является парой к портрету Рутгера Ле Уитера (главы города и мужа Катарины).

«Бобовый король»

«Бобовый король»

«Бобовый король» (1638 г.) написан теплыми коричневыми и золотистыми красками, поэтому все его персонажи дышат здоровьем. Между прочим, картина эта вначале приписывалась Рубенсу! Одной из традиций, связанных с Рождеством Христовым, является запекание в праздничный пирог боба. Тот, кто обнаружит его в своем куске, провозглашается «королем» и становится председателем пиршества, на него возлагается корона, он выбирает себе королеву, остальные участвующие — его придворные. Йорданс изобразил момент пиршества, когда веселье достигло своего апогея. Каждый из присутствующих уже развлекается самостоятельно, и даже героиней на первом плане завладело хмельное настроение, — она совсем позабыла о своем разомлевшем младенце…

«Старуха со свечой»

«Старуха со свечой»

«Старуха со свечой» (1668 г.) относится к позднему периоду творений мастера, — она отличается отсутствием ярких красок и темными тонами, теплыми и «задумчивыми», но совсем не мрачными. На морщинистом лице старой женщины отражается смирение и успокоенность; легкая улыбка на губах и в уголках глаз подчеркивает мудрость, которой пронизан ее силуэт. Свет, падающий от неярко горящей свечи, Якоб выписал чрезвычайно искусно, сконцентрировавшись только на нем и на лице – все остальное тонет в полумраке.

Последние новости