7 самых необычных картин русской авангардистки Варвары Степановой

7 самых необычных картин русской авангардистки Варвары Степановой

23 октября 1894 года родилась советская художница-футурист Варвара Степанова, выдающийся мастер русского авангарда первой половины ХХ века в России. Именно мастер, а не мастерица, ведь равных Варваре Федоровне не нашлось как среди женщин, так и среди живописцев-мужчин.

dailypix.ru_aleksandr-rodchenko-portrety-1924-god_9

Варвара Степанова всю свою жизнь отстаивала независимость нового искусства, понимая его как «чудо», которое не может быть постигнуто в узкоутилитарном, чисто функциональном смысле. На заре своей творческой карьеры юная девушка увлекалась визуальной поэзией, слагая графические композиции из «заумных» строк (впоследствии некоторые из ее работ были изданы, как иллюстрации к рукописным книгам Ртны Хомле, Зигра ар и Глоболкым), Картины художницы отличаются причудливо-игровым, анархически-стихийным стилем, особенно интересно то, что вообще-то Варвара работала дизайнером на текстильной фабрике, придумывая узоры к тканям, а рисование было ее хобби. Около 150 узоров придумано ею; мечтой Степановой было придумать что-то необычное, кардинально отличающееся от скучных расцветок. В СССР осуществить задумку было очень непросто…

1920s_Rodchenko_and_Stepanova

Со знаменитым фотографом и живописцем Александром Родченко Варвара познакомилась в 17 лет, как раз тогда девушка вместе с родителями переехала в Моску. Яркая и живая брюнетка не могла не произвести впечатление на 20-летнего юношу, но, что гораздо ценнее, их взгляды на жизнь полностью совпали. Она стала его музой, он – ее «идейным вдохновителем». И единственное, что омрачало счастье пары, — отсутствие детей…

dvoe

Помимо рисования «для души» и дизайнерства, художница оформляла декорации для театра и кино, работала художественным редактором ряда известных журналов, иллюстрировала книги и преподавала в Высших художественно-технических мастерских. Сегодня мы вспоминаем самые известные и необычные творения Варвары Степановой. Часть из них собрана нами для вас в небольшой обзор. Давайте посмотрим их вместе!

«Пять фигур на белом фоне»

«Пять фигур на белом фоне»

Картина «Пять фигур на белом фоне» (1919 г., Музей Современного искусства, Москва) является одной из ранних работ Варвары, первым шагом на ее пути к самостоятельному творчеству. 23-летняя девушка ищет себя, и вот мы наблюдаем некий взрыв творческой энергии, выплеснувшийся в виде геометрических узоров-фигурок.

«Музыканты»

«Музыканты»

На создание «Музыкантов» (1919 г., Галерея Лемерсье) Степанову вдохновила революция. Время перемен делает из «танцующих марионеток» тех, кто правит балом, они приобретают желанную значимость, — фигурки человечков на полотне становятся более яркими, контрастными, как бы наполненными некоей внутренней силой. Темный фон говорит о неопределенности, — перемены не всегда бывают к лучшему, но (ах!) как же жаждет их любящая и любимая Варвара!

«Танцующие фигуры на белом фоне»

«Танцующие фигуры на белом фоне»

Яркость и праздничность «Танцующих фигур на белом фоне» (1920 г., частная коллекция), а также четкие линии этих «геометрических элементов беспредметного искусства» показывают повороты фигуры человека в динамике, — именно эта работа сделала Варвару ученым секретарем Московского института художественной культуры. Правда, пробыла она на этой должности всего год (1920—1921 г.г.), а еще через два года и вовсе ушла из института: привычка иметь свое мнение по любому вопросу и высказывать его даже вышестоящим и сейчас не всегда доводит до добра, а в то время – и подавно.

«Композиция в красном»

«Композиция в красном»

Динамичная и бросающаяся в глаза «Композиция в красном» (1920 г., Ивановский художественный музей) представляет нам сидящих за столиком мужчину и женщину, — старинные роскошные наряды Степанова изобразила в виде футуристических фигур, однако при некотором усилии воображения их можно рассмотреть. Флюиды, витающие вокруг парочки, явно непросты: не случайно Варвара выбрала именно красный цвет, сделав его основой сюжета. Красный, — влекущий, побеждающий, опасный…

«Фигура»

«Фигура»

«Фигура» (1921 г., Музей Современного искусства, Москва) по значимости для развития современного авангарда лишь немного отстает от знаменитых «Крика» Эдварда Мунка и «Танца» Анри Матисса, находящихся, кстати, в том же музее. Поток эмоций, выражаемый «пляшущим человечком», перехлестывает через край…

«Автопортрет»

«Автопортрет»

В 1934 году был создан «Автопортрет». Кто бы мог подумать, что 39-летняя, еще достаточно привлекательная и яркая женщина видит себя суровым и в какой-то степени бесполым существом? Желтый фон демонстрирует ощущение окружающей среды художницей: тот период пришелся на конфликты с любимым мужем, бывшим, к тому же, верным соратником Варвары. Она ощущает себя «в дурдоме», ей кажется, что мир сошел с ума — психологи говорят, что желтый – цвет сумасшедших…

«Вид из окна (с дирижаблем)»

«Вид из окна (с дирижаблем)»

Под конец своей жизни Степанова начала тяготеть к некоему реализму с примесью импрессионизма. Одной из последних ее работ стала картина «Вид из окна (с дирижаблем)» (1938 г.) выполненная в более привычной нам манере. Мы видим яркие крыши домиков, выполненные с отличным чувством перспективы; достаточно мягкая, успокаивающая атмосфера подчеркивается зеленоватыми тонами и оживляется оранжевыми брызгами.

Последние новости