Лучшие фильмы Александра Алова, снятые им по собственным сценариям

Лучшие фильмы Александра Алова, снятые им по собственным сценариям

26 сентября 1923 года родился советский режиссер и Народный артист СССР Александр Алов, ровно 30 лет прошло со дня его смерти. Наверняка все видели «Тегеран-43» и «Легенду о Тиле», или хотя бы слышали о них, а за легендарную картину «Берег» Александра Александровича сделали Лауреатом Государственной премии СССР. Увы, — посмертно: он умер от инфаркта в последний день съемок, в возрасте 60 лет.

Маленький Саша Лапскер (именно такова его настоящая фамилия) родился в Харькове, в Украине, и с самого юного возраста грезил об армии, при первом же возможном случае сбежав на фронт. Там он проявил себя, как мужественный и героический (а главное – удачливый, ведь только фортуна помогла отважному юноше остаться в живых) защитник Отечества; почетное звание это подкрепилось орденом Красной звезды и несколькими медалями. По окончании войны Александр поступает во ВГИК, на режиссерский факультет, и с блеском заканчивает его под руководством И. Савченко. На последнем курсе он ассистировал учителю в работе над картиной «Тарас Шевченко», оказавшейся последней для Игоря Савченко. После просмотра Сталин высказал по ее поводу более десятка замечаний, но сказать ему о смерти режиссера так никто и не рискнул. Фильм переделывали Александр Алов с Владимиром Наумовым; их тандем оказался настолько успешным, что все дальнейшие свои картины они снимали совместно.

Александр Алов с Владимиром Наумовым работают над фильмом «Берег»

Александр Алов с Владимиром Наумовым работают над фильмом «Берег»

Помимо режиссерской работы, Александр проявил себя и как талантливый сценарист: практически все снятые им фильмы были созданы по его сценариям. Сегодня мы сделали для вас небольшой обзор из самых знаменитых работ Александра Алова. Давайте посмотрим их вместе!

«Скверный анекдот» (1966 г.), — комедийная экранизация рассказа Ф. Достоевского как нельзя лучше воплощает мысль, которую режиссер пытался донести до зрителя. Она заключается в том, что дело не во власти, которая не любит свободу, а в самом народе, которому эта свобода не нужна. Картина была объявлена злостным пасквилем, порочащим весь русский народ и его историческое прошлое, и запрещена к выходу на экран. Великолепный Е. Евстигнеев, играющий главную роль, делает «анекдот» не просто скверным, но даже пугающим.

«Бег» (1970 г.), — военная драма, пожалуй, самая лучшая экранизация пьесы М. Булгакова о Гражданской войне, крушении контрреволюции и судьбе белой эмиграции. Что же такое «Бег»? Позорное отступление «тех, кто бросил землю»? Вынужденная участь изгнанников? А может быть, это сама история человечества, со своими крутыми поворотами и неожиданными событиями, которую делают люди, а не главнокомандующие в погонах? Картина заставляет сидеть у экрана, не отрываясь, дабы не пропустить какие-либо важные детали или действие, которыми наполнен фильм. А еще после нее хочется снова прочитать само произведение Булгакова. Снова или… впервые.
На видео представлен фрагмент из фильма.

В 1976 году была снята приключенческая «Легенда о Тиле». Александр честно признавался: фильм сделан ПО МОТИВАМ известного произведения Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Однако, глядя на игру актеров и масштабность и картинность пейзажей и образов, об этом как-то забываешь. За эту драматичную картину Алов получает от ВКФ в 1978 г. Специальный приз жюри.

Фаворитом проката явился политический боевик «Тегеран-43» (1980 г.), на главные роли в котором Алов пригласил Алена Делона и Наталью Белохвостикову (кстати, она снималась и в предыдущей картине, став любимой актрисой режиссера). Сюжет фильма, который наверняка видели все, пересказывать мы не будем. Добавим только, что картина получила Главный приз от ВКФ, а также Золотой приз и Приз Общества «Родина» от МКФ в Москве.

Мелодрама «Берег» (1984 г.), — последняя и лучшая работа Александра Алова, именно за нее он получил Государственную премию СССР, а также Главный приз и Диплом от ВКФ. К сожалению, этого талантливый режиссер и сценарист уже не увидел.
Перед вами фильм — размышление о значении и ценности человеческой жизни в личностном, историческом, политическом и нравственно — этическом контексте, попытка с философской точки зрения понять, что же такое есть человек? Проблема эта, по сути, вечна...

Последние новости