«Морской волк», «Вино из одуванчиков» и еще 3 киношедевра Игоря Апасяна

«Морской волк», «Вино из одуванчиков» и еще 3 киношедевра Игоря Апасяна

3 октября 1952 года родился советский, российский и украинский кинорежиссер Игорь Апасян. Уже пять лет, как нет с нами знаменитого автора экранизаций бессмертных произведений Рэя Брэдбери, Джека Лондона и Оноре де Бальзака, — Игорь Карпович некоторые из своих фильмов не только снимал, но и сам писал к ним сценарии.

Заслуженный деятель искусств родился в Тбилиси, с детства мечтал об актерской работе, но, когда пришло время поступать, понял: творить кино гораздо интереснее, чем самому сниматься в нем. Поэтому, поступая во ВГИК, он выбрал режиссерский факультет. Учеба давалась Игорю очень легко, — уж очень он любил свое дело. Именно поэтому и созданные им фильмы практически все шедевральны, о каждом из них любой человек хотя бы слышал. А еще Игорь Карпович был добр, бескорыстен, честен и невероятно самоотвержен на съемках и в жизни, — только теплые слова говорят о гениальном режиссере, который умер в 55 лет, не дождавшись донорской почки. Ему верили и доверяли, он снял множество великих мастеров и открыл очень много молодых, ныне звезд телесериалов. Сегодня, в день памяти Игоря Апасяна, мы сделали для вас небольшой обзор из самых известных его работ. Вспомним?

Детский фильм «Незнайка с нашего двора» (1983 г.), — добрый, веселый и немножко сентиментальный, который так здорово смотреть вместе со своими малышами, погружаясь в его незабываемую атмосферу, является экранизацией одноименного произведения Н. Носова «Незнайка и его друзья». Любимое чадо капризничает и не хочет учиться читать? После просмотра картины ему наверняка захочется приобрести это умение. Хотя бы для того, чтобы выснить: что же еще происходило с забавным героем ленты? Расскажите ребенку о наличии книг «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на луне» и ждите результата.

«За убедительное отражение проблем воспитания на экране» в фильме «Пока не выпал снег» (1984 г., мелодрама) Игорь Карпович получил Приз 11-го Всесоюзного фестиваля телефильмов в Киеве. Готовясь к встрече бывших одноклассников, героиня фильма вспоминает школьные годы, свою первую любовь. И вот она встречает ее наяву. Он изменился, как изменились и многие. «Что делает с нами жизнь?», — «Что мы делаем с нею?».

В 1990 году Апасян снимает мини-сериал «Морской волк» (1990 г.), — да-да, вы правильно угадали, перед нами знаменитая экранизация произведения Джека Лондона. Прототипом Волка Ларсена был Александр Маклейн, известный браконьер, выкарабкавшийся из нищеты. Писатель наградил его любовью к хорошей литературе и тягой к прекрасному, оставив своему герою социопатию и беспричинную жестокость. «Жуткий тип» уничтожен, как мы помним (наверняка в детстве все читали книгу). Экранизация Игоря Карповича из трех имеющихся фильмов о попавшем волею судьбы на шхуну и оказавшемся во власти капитана слабом интеллигенте наиболее правдива, ярка, и лучше всех остальных соответствует оригиналу. Те, кто ее смотрят, после покупают лицензионный DVD, — фильм вполне достоин занять почетное место в коллекции лучших.

Всем известную экранизацию романа Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» (1997 г.) также снимал Апасян. Перед нами последняя работа великого Иннокентия Смоктуновского, который, увы, не дождался ее окончания, — фильм снимался целых семь лет. Не дождался и СССР, — государство успело развалиться. Однако серьезные трудности не помешали плеяде известнейших актеров во главе с талантливым режиссером создать очередной шедевр.

Последний фильм Апасяна, — «Граффити» (2006 г.), — награжден множеством международных призов и премий, его премьера прошла в рамках XIX Международного Кинофестиваля в Токио. Зрители, глядя его, плачут. Во всех странах. Картина о многом, о самом важном: о любви, о дружбе, о человеческой душе, о памяти героев войн, которые заплатили своими жизнями за наше будущее, героев войн, которые пережила наша страна в ушедшем веке. После просмотра не возникает желания обсуждать, оценивать, скорее — помолчать и прочувствовать фильм до конца. Впечатление не стирается и после второго просмотра...

Из письма Игоря Апасяна: «Вглядываюсь в лица великих режиссеров, в них тоска и боль... Посмотри сейчас в глаза тех, кто делает кино. В них расчет и жажда заработать, больше ничего». Он пережил развал страны, умирание отечественного кино, безденежье. Ничего не нажил, весь отдавался творчеству…

Последние новости