«Обыкновенное чудо» и еще четыре самые известные режиссерские работы Эраста Гарина

«Обыкновенное чудо» и еще четыре самые известные режиссерские работы Эраста Гарина

4 сентября 1980 г. умер талантливейший советский актер, Народный артист СССР Эраст Гарин. «Комик с серьезным лицом», «Рыцарь комедии», величайший острохарактерный актер, — так называли его критики и поклонники. Создаваемые им образы отличались неповторимой «гаринской» интонацией, он был самым любимым учеником В. Мейерхольда. Вместе с ним Эраст Павлович и попал в опалу, оставшись преданным учителю до самого конца…

910062565

Конечно же, «Гарин» — это псевдоним, выбранный Эрастом Герасимовым. Почему он именно такой? Сложно сказать, однако с книгой «Гиперболоид инженера Гарина» выбор Эраста не был связан, — он состоялся за 6 лет до момента выхода известного произведения А. Толстого. Рязанский паренек после окончания гимназии записался в добровольцы и ушел на фронт, именно там открыв в себе актерский талант. Он играл в армейском театре, повышая солдатам настроение, насколько это было возможно в то тяжелое время. Вернувшись, поступил учиться в студию В. Мейерхольда, который вскоре стал его кумиром. Эраст Павлович потрясающе играл добрых людей, щедро одаривая их собственными обаянием и детской непосредственностью. Точно так же искусно он воплощал и отрицательных персонажей, злобных и самодовольных. Подлинный мастер гротеска, объединяющий своих героев эксцентричной манерой игры и своей редкостной аурой!

8693

Как раз во время ареста Всеволода Мейерхольда на экраны вышел дебют Эраста Гарина в качестве режиссера, — фильм «Женитьба». Блистательная картина не сохранилась, — в целях «борьбы с формализмом» уничтожены были все копии и пленки. Гарин не сдавался и даже в тяжелейших условиях работал дальше, однако сниматься ему позволяли только в комедиях, а фильмы «задвигали в долгий ящик». Лишь через много лет его остросюжетные экранизации увидели свет. Конечно же, на тот момент актуальность многих из них была утеряна. Однако его картины останутся навсегда великолепной памятью о том, «как это было» раньше… Сложно выбрать лучшие из них. Сегодня, в день памяти Эраста Гарина, мы подобрали для вас самые известные его режиссерские работы среди тех, что сохранились. Давайте посмотрим их вместе!

«Доктор Калюжный» (1939 г.), — позитивная мелодрама. Как ни странно, бывают и такие, — Эраст Гарин доказал это на деле! Фильм создан им по мотивам пьесы Юрия Германа «Сын народа». Уже по названию пьесы можно примерно представить: о чем бы ни шла речь, любовь к Родине будет превыше всего. Так и есть, — сюжет картины основан на истории жизни молодого врача, вернувшегося в родной поселок после учебы вопреки желанию окружающих вообще и любимой девушки – в частности. Запустевшая больница и заброшенное село производят жутковатое впечатление, однако даже в таких условиях парень умудряется сделать важное научное открытие… Фильм очень понравится тем, кто не считает пустым звуком слова «Отчизна» и «Патриотизм». К сожалению, главную роль Эрасту сыграть в нем не дали, — сказали, что типаж не тот…

«Принц и нищий» (1942 г.), — самая первая экранизация самого первого и самого известного романа Марка Твена (одноименного). Является ли она к тому же самой лучшей? Судить вам. Однако большинство зрителей считает эту картину самой трогательной и душевной среди тех, что рассказывают о случайной подмене принца Эдуарда VI нищим пареньком Томом Кенти («Какое удивительное сходство!», — сказал один из высокородных пэров, когда все наконец встало на свои места). Обоих мальчиков играет Мария Барабанова, — очень удачный выбор Эраста Гарина!

«Синегория» (1946 г.), — военная драма, просто идеальная для семейного просмотра. Эраст Гарин снял великолепную историю мужества и преданности самых обычных советских школьников в жуткое военное время. Повесть Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки», которая и была экранизирована, рассказывает о детях, которым перед уходом на фронт учитель Гай рассказал сказку о волшебной Синегории – стране, где живут храбрые и благородные люди. Ребята организовывают команду «синегорийцев» и начинают помогать семьям фронтовиков…

«Обыкновенное чудо» (1964 г.), — хорошо известная всем лирическая комедия по пьесе Шварца, которую экранизировал Захаров, конечно же, веселее. Однако в работу Эраста Гарина просто невозможно не влюбиться, — она более лирична и наивна, и в ней гораздо более тонко и художественно ярко воплощена основная идея пьесы, поэтическая и высокая, скрывающаяся за нарочито легковесной формой сказки. Речь, конечно же, о всепоглощающей силе Любви…
В этом фильме Эраст Павлович одновременно режиссер и сценарист, а также играет Короля, очень характерного и занимательного. Кстати, съемки его дворца проходили в Воронцовском дворце.

«Веселые расплюевские дни» (1966 г.), — забавная комедия, последняя из режиссерских работ талантливого Эраста Гарина, которую он не только режиссировал, — он также написал к ней сценарий и снялся в одной из главных ролей, а точнее, даже в двух. Он воплотил образ Кандида Тарелкина и надворного советника Силы Силыча Копылова. В этой веселой экранизации сатирической комедии А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» речь идет, как вы уже догадались, о смерти этого самого Тарелкина. Он инсценировал ее, дабы завладеть большим состоянием, и тут же «воскрес» под другим именем. Что из этого получилось, — рассказывать не будем. Это надо видеть!

Фильм этот оказался в какой-то степени знаковым для Эраста Павловича. Он получил травму на съемках и потерял глаз; второй врачи чудом спасли, но видел он очень плохо и чем дальше, тем хуже. Какое-то время актер еще борется, — он снимается в кино и озвучивает мультфильмы. Но приглашения поработать приходят все реже… Под конец жизни Эраст Гарин перестал разговаривать с людьми, ощущая себя абсолютно чужеродно в нереализованном состоянии. Он умер в 77 лет и был похоронен на Ваганьковском кладбище…

Последние новости