Разносторонние роли Людмилы Целиковской

Разносторонние роли Людмилы Целиковской

8 сентября 1919 года родилась советская актриса театра и кино Людмила Целиковская. Солнечная и яркая, с нежными, лучистыми глазами, она считалась секс-символом своей эпохи. Нежная прелесть и обаяние, потрясающий голос и несомненный талант могли бы сделать ее одной из самых известных женщин кинематографа. Не сделали. Ведь помимо вышеперечисленных достоинств, у Людмилы Васильевны был один недостаток, оказавшийся на то время критичным. Она не умела находить общий язык с власть имущими.

56124

Все дело в том, что героинь своих Целиковская предпочитала выбирать сама, — кстати, именно поэтому на ее счету всего лишь полтора десятка фильмов за 60 лет кинокарьеры. Образы, воплощаемые ею, не несли под собой никакую идеологическую подоплеку, что во время СССР считалось прямо таки преступным. Прибавим к этому нежелание «договариваться», — как-то раз ее вместе с еще одной актрисой пригласили в особняк Берии «смотреть кино». Отказом отвечать на такое предложение было не принято, однако после того, как границы дозволенного были пресечены, Людмила стукнула в лоб самого активного и сбежала. Выстрела вслед не последовало, — подумали, что наверняка красавица столь смела лишь потому, что ей покровительствует Сталин. Увы, — это было не так. Нюансы отношений Целиковской с Вождем не обнародованы, но явное неприязненное его отношение к любимице народа говорит о многом…

97779

Людмила Целиковская старалась жить по принципу своего любимого Кафки: «Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно». Всю себя она отдавала работе, — лишь много времени спустя первое место в ее жизни занял долгожданный сын. Ее киновоплощения целостны, характерны и многообразны: озорная и ветреная девчонка, стервозная жена, гордая царица, стареющая актриса, образцовая девушка – «пример для подражания»… Сегодня мы подготовили для вас обзор пяти самых разносторонних из них. Давайте посмотрим!

«Сердца четырех» (1941 г.), — всем известная комедийная мелодрама. Мечтательная и слегка ветреная Шурочка Мурашова стала знаковой ролью для 22-летней Людмилы. Это – первая ее главная роль, она же самая любимая. Ее героиня очень похожа по характеру на саму Целиковскую. А еще именно в этой картине красавица-актриса впервые сама пела. Режиссер поверил ей и не прогадал, — фильм предвещал многое. Однако его «отложили на полку», — правительство сочло ленту чрезмерно легкомысленной для разгара войны. К тому же сам Сталин сказал: «Такой не может быть настоящая советская девушка»…

«Иван Грозный» (1944 г.), — в философской исторической драме С. Эйзенштейна, сплошь испещренной намеками и символами, Целиковская играет величественную царицу Анастасию Романовну. Тонкость ее работы и неповторимая целостность создаваемого образа с избытком перекрывают тот налет театральности, который сквозит в игре абсолютно всех актеров, снявшихся в этой картине. Именно из-за него, а также из-за явных отклонений от исторической правды, ленту достаточно серьезно критиковали. Однако всегда стоит иметь собственное мнение, и сейчас самое время его составить.

«Близнецы» (1945 г.), — задорная комедия чем-то ассоциируется с обожаемыми всеми «Девчатами». Веселая, вдохновенная и всегда жизнерадостная Люба Карасева (Людмила) работает монтером и очень хочет стать мамой. Однако до сих пор ни в кого не влюблена. И вдруг на вокзал кто-то подбрасывает малышей-близнецов. Почему бы их не усыновить?
Легкая и воздушная Любочка – символ того времени, «спортсменка, комсомолка и просто красавица». Она серьезна, когда того требует ситуация, и при этом с легкостью «жонглирует» сложными житейскими ситуациями, — впрочем, как и сама Людмила. Целиковскую номинировали на премию, но так и не наградили, — сложные отношения со Сталиным не позволили.

«Попрыгунья» (1955 г.), — одноименная экранизация рассказа Чехова, дебют режиссера Самсонова в кино. Извечный сюжет этой картины актуален и сейчас. Ольга Дымова (Людмила) всю свою жизнь витает в облаках и ищет что-то лучшее. И только после смерти мужа она понимает, — лучшее всегда было рядом с ней…
Терзания «непонятой» Ольги воплощены Людмилой безумно реалистично. Абсолютная душевная пустота женщины, изображенная ею, побуждает на каком-то этапе возненавидеть ее героиню, — а ведь это и есть высшая оценка мастерства, — заставить зрителя испытывать эмоции именно к персонажу! На Венецианском кинофестивале актриса была удостоена премии «Серебряный Лев Святого Марка», плюс приза «Пизанетти» «За лучшую зарубежную картину».

«Репетитор» (1987 г.), — социальная драма Л. Нечаева. Простая девушка Катя влюбляется на курорте в москвича-интеллигента, который приходит там в себя после болезни. Это явно не ее уровень, однако попытка – не пытка, и барышня придумывает план: попросить бабушку парня Ксению Львовну (Целиковская), в прошлом известную актрису, помочь ей поступить в театральный. Получится ли это у нее? Ведь бабушка явно догадывается о Катином истинном интересе.
В каждом жесте Людмилы Целиковской сквозят достоинство и благородство потомственной дворянки. Собственно, играть ей было несложно, — ведь образ Ксении был очень близок актрисе. Единственный сын ее Саша болел полиомиелитом…

Это была последняя работа Людмилы Васильевны, после которой она больше не снималась в кино. Все силы уходили на борьбу с раком. Людмила Целиковская сражалась с ужасной болезнью 5 лет, однако исход было предрешен…

1265103416_celikovskay_grave_03042009032726g3z

Похоронена талантливая актриса на Новодевичьем кладбище.

Последние новости