Самые знаменитые полотна Яна Вильденса

Самые знаменитые полотна Яна Вильденса

16 октября 1653 года умер талантливый южнонидерландский живописец Ян Вильденс. Конечно же, многим он известен, как друг и соратник великого Рубенса: многие гобелены и картины последнего были их совместным творчеством, Ян рисовал для них фоновые пейзажи. Именно тогда появились на свет знаменитые «Изнасилование дочерей Левкиппа», «Самсон и лев», «Симон и Ифигения», серия полотен с Децием Мусом и другие замечательные произведения. Однако сотрудничество продлилось всего четыре года, после чего художник начал работать самостоятельно. Все его работы, созданные после 1620 года, принадлежат исключительно его кисти. Нет-нет, никакого скандала! До самой смерти Рубенса они оставались друзьями, Рубенс был свидетелем на свадьбе Вильденса, а Вильденс выступил исполнителем последней воли Рубенса…

Портрет Яна Вильденса кисти Рубенса

Портрет Яна Вильденса кисти Рубенса

Работам Вильденса свойственны контрастность, напряженность и динамичность образов, некая даже аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Все это можно, собственно, охарактеризовать одним-единственным словом: «Барокко». Похоже на Рубенса? Еще бы: его влияние на творчество Яна неоспоримо. Однако картины Вильденса ценны по-своему: есть в них некая изюминка, свойственная только ему. Сегодня, в день памяти талантливого художника, мы сделали для вас небольшой обзор из самых известных его работ. Давайте посмотрим их вместе!

«Зимний пейзаж с охотником»

«Зимний пейзаж с охотником»

«Зимний пейзаж с охотником» (1624) хранится в Дрездене, в Галерее старых мастеров, а его копия, выполненная самим Яном, — в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Особенное очарование пейзажу придает контраст между близко и крупно взятым передним планом и теряющейся в промозглой зимней дали задней линией. Основная часть его находится настолько близко к зрителю, что можно разглядеть мельчайшую деталь, как будто это натюрморт.

«Пейзаж с засохшим дубом»

«Пейзаж с засохшим дубом»

«Пейзаж с засохшим дубом» Вильденс создал в 1630 году и выполнен в зеленовато-серых оттенках. Отличительная черта его – ясность пространственных планов. Они, подобно театральным кулисам, наслаиваются одни на другой, создавая ощущение некоей искусственности композиции. Глубину пространства создает густой и слегка мрачноватый тон переднего плана, который плавно, постепенно ослабевая, переходит в легкий и прозрачный тон фона. В 1900 году картину приобрел для частной коллекции Ф. Майер ван ден Берг, с тех пор она хранится у его наследников.

«Пейзаж с танцующими пастухами»

«Пейзаж с танцующими пастухами»

В музее изобразительных искусств, в Антверпене, хранится «Пейзаж с танцующими пастухами» (1631 г.). Филигранно выписанные мельчайшие детали происходящего восхищают и завораживают, как и виртуозность, с которой художник запечатлел и выразил порывистость движений и одновременно свободу и расслабленность танцующих. В кронах могучих деревьев, слегка нависающих над ними, запутался ветер…

«Пейзаж с изображением Христа с учениками на Пути в Эммаус»

«Пейзаж с изображением Христа с учениками на Пути в Эммаус»

«Пейзаж с изображением Христа с учениками на Пути в Эммаус» (1643 г.) хранится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Композиция формируется и контролируется дорогой, окруженной деревьями с одной стороны, упираясь в огромное поле на втором плане. Пейзаж ни в коем случае не умаляет сюжета картины, хотя фигуры оттеняют его и оживляют окружающие красоты своими движениями и яркими красками одеяний.

«Кающаяся Мария Магдалина на фоне лесного пейзажа»

«Кающаяся Мария Магдалина на фоне лесного пейзажа»

«Кающаяся Мария Магдалина на фоне лесного пейзажа» (1657 г.) лежит на багровой шали в лесу на фоне туманного гористого горизонта. Характерные длинные волосы, нимб и заплаканное от неимоверной скорби лицо… Она молится перед распятием, задумчиво держа его в руках, рядом на черепе лежит открытая Библия. Это прямая ссылка на то, что Мария была свидетельницей Распятия, а также аллюзия постоянного созерцания смерти. Если мы переведем взгляд вниз от холма к долине, мы пройдем через густые лесные заросли и тревожные горные формирования...
Картина находится в Северо – Германской частной коллекции.

«Превращение женщин в сорок»

«Превращение женщин в сорок»

Сложнейшая композиция «Превращение женщин в сорок» хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Она демонстрирует не только манеру Вильденса создавать гармоничный пейзаж, но и показывает его способность к тонкой детализации (как, впрочем, и остальные его работы). Ужас на лицах наблюдающих перевоплощение, не до конца превратившаяся полуженщина-полуптица, летящая на фоне многовековых деревьев, а также поразительная динамика происходящего полностью погружают зрителя в атмосферу сюжета.

Последние новости