«Жизнь, которой не было» и еще три самых ярких экранизации произведений Теодора Драйзера

«Жизнь, которой не было» и еще три самых ярких экранизации произведений Теодора Драйзера

27 августа 1871 года родился американский писатель Теодор Драйзер.

Увы, — Нобелевской премии по литературе он так и не дождался. Возможно, потому, что чересчур уж щекотливые вопросы он затрагивал в своих произведениях? Они социальны и реалистичны, до жути правдивы и слишком неоптимистичны для того, чтобы однозначно нравиться среднестатистическому американцу, жизненный принцип которого можно выразить популярным словечком «О`кей»! Теодор беспощадно обнажал язвы общества, открыто нарушал все каноны американской литературы, которые на то время пропагандировали демонстрацию лишь приятных сторон жизни. Главной своей задачей Драйзер считал социальную критику действительности. И выполнял эту задачу, даже в ущерб себе, — работы его беспощадно критиковались, клеймились словечком «аморальность», некоторые рецензии на них и сейчас заставляют думать, что либо их читали «по диагонали», либо с логическим мышлением у рецензентов явно было не все в порядке. С другой стороны, многие не любят правду...

Drart

Его произведения великолепны в первую очередь своей неоднозначностью, — даже замечательный слог и глубочайшее знание человеческой психологии, сквозящее в них, вторичны. Дело в том, что Теодор свою любовь к людям неосознанно демонстрирует в каждой своей работе. Проявляется это в том, что в каждом персонаже, даже самом негативном, он умудряется не только найти что-то хорошее, но и виртуозно донести это до читателя. К примеру, главный герой «Трилогии желания» — суровый и бесчувственный финансист, использующий все и вся в своих целях. Уже в конце первого тома поневоле проникаешься не то, чтобы пониманием, но безмерным сочувствием. А развязка и вовсе ошеломляет, заставляя переосмыслить некоторые жизненные ценности.

Романы писателя неоднократно экранизировались (правда, не все), самые храбрые режиссеры осмелились делать фильмы по его произведениям даже во время опалы Теодора, приглашая его в качестве сценариста. Сегодня мы подготовили для вас обзор из самых ярких картин, сделанных по мотивам работ Теодора Драйзера. Давайте посмотрим их вместе!

«Жизнь, которой не было» (2008 г.), — мини-сериал, созданный Леонидом Мазором по сюжету «Американской трагедии», — является третьей из существующих ее экранизаций. Первой была «Американская трагедия» 1931 года. Студия Paramaunt Pictures заказала сценарий Сергею Эйзенштейну, однако отказалась от его работы из-за антисоветской опалы. Увидев экранизацию Джозефа фон Штернберга, Теодор Драйзер, который был одним из сценаристов, подал в суд на режиссера. Увы, безуспешно. Вторая картина, — «Место под солнцем» (1951 г.), — не понравилась поклонникам творчества Драйзера из-за Элизабет Тейлор, — роль бедной девушки с ней как-то не вяжется и вызывает закономерный вопрос: зачем приглашать звезду для изображения совершенно не вяжущегося с ней амплуа? Мы остановились на «Жизни», и именно ее предлагаем вашему вниманию. Владимир Жеребцов, разрывающийся между ослепительной Валерией Ланской и скромной Виолеттой Давыдовской, стремящийся к красивой жизни, но при этом вовсе не являющийся безвольным типом, фантастически реалистично изображающий терзающие душу противоречия, — это нечто. Музыка Якова Перадзе, пронизывающая сюжет, не просто трогает за душу. Она рвет сердце на кусочки, дробит его на отдельные кардиоциты. И даже смягченный режиссером вариант развязки отнюдь не возмущает. Так и должно быть. Все вполне соответствует духу романов Теодора.

«Принц, который был вором» (1951), — приключенческий фильм, поставленный Рудольфом Мате по одноименному рассказу Драйзера. Из короткого очерка (сюжет абсолютно несвойственен писателю, это — одна из его редких... нельзя сказать, что «попыток», скорее — ответвлений) режиссер сотворил великолепную картину, пригласив Тони Кертиса и Пайпер Лори на роли Принца — малолетнего наследника Хусейна, украденного из колыбели, и принцессы Жасмин. Мужественный Тони все равно вырастет принцем. Вот только принцем воров. И, естественно, решит отомстить интриганам, лишившим его всего. Зачем, ведь парень искренне считает отцом и любит раскаявшегося вора, который его воспитал, как сына? Да так, чтобы добро восторжествовало. Опять же, любовь, — негоже красавице жить среди отбросов общества... Читателей Теодора лента крайне удивит, это — действительно сплошное приключение из серии «что тут думать — прыгать надо». Особенно тех, кто ни разу не натыкался на рассказ. Рекомендуется начать просмотр с детьми, — отличный способ заинтриговать их классической литературой.

«Сестра Керри» (1952), — социальная драма об очередном воплощении Американской мечты с Дженнифер Джонс и Лоуренсом Оливье в главных ролях. Удачном. Правда, в случае с чрезмерно правдивым Теодором мечта получается ущербной, а ее результат отнюдь не радует. Одноименный роман, — первую работу Драйзера, — американские издатели сочли вульгарным и аморальным, — он долго не мог увидеть свет. При нынешних же нравах сюжет о девушке, которая как-то мимоходом умудрилась очутиться в положении содержанки, покажется, скорее, банальным. Поэтому перевода фильма на русский не существует. Однако посмотреть его все же необходимо. Чтобы в погоне за красивой жизнью помнить о правильных ориентирах.

«Дженни Герхардт» (1933 г.), — перед вами редчайшая драма, поставленная Мэрион Геринг по одноименному роману писателя. Увы, — как и в предыдущем случае, англоязычная. Причина та же, — аморальность девушки, позволившей себе влюбиться в чужого мужчину. Еще одно доказательство неглубокого суждения критиков, ведь кто хоть раз посмотрит фильм или прочтет книгу, у того (у той) навсегда отобьет охоту крутить романы с женатыми. Помимо бессмысленности подобного мероприятия, мы наблюдаем абсолютную неоцененность жертвы, принесенной девушкой. Причем это — единственное из произведений Теодора, в котором он пытается как-то смягчить суровую реальность, однако лишь в самом конце и очень неуверенно. Его герой таки осознает все величие маленькой Дженни, но... под занавес своей жизни. Фильм рекомендуется смотреть молодым и наивным девушкам, преисполненным губительных иллюзий.

Говорят, что люди, которые слишком часто сталкиваются с жизненными трудностями, физически неспособны сочувствовать и сопереживать окружающим, — благородные душевные порывы они оставляют за бортом, стремясь к успеху, а после «груз уже оказывается безнадежно подмочен». Только по-настоящему сильный человек способен пронести их через всю жизнь. Теодор Драйзер, пройдя сложнейший жизненный путь, не оставил за бортом ничего. Его понимание, способность смотреть на вещи с разных сторон и осознание того, что «истины нет, — есть точка зрения» остались с ним до самого конца...

Последние новости